О практике применения системы для управления активами 1С:ТОИР в аэропортах «Аэродинамики»

Автоматизация процессов управления ремонтами и техническим обслуживанием оборудования актуальна не только для производств и промышленных предприятий. Категории активов очень разнообразны, и весьма часто в пределах одной организации обслуживаются, на первый взгляд, никак не связанные объекты. Даже не задумываясь об этом, мы почти каждый день сталкиваемся с результатами обслуживания таких объектов, ведь многие из них отвечают за качество сервиса. Например, активы аэропортов.



На 9-м ежегодном «Бизнес-форуме 1С:ERP» руководитель по развитию компании «Аэродинамика» Эдуард Логвинов выступил с докладом о том, как аэропорты «Аэродинамики» сократили простои и повысили качество сервиса за счет внедрения 1С:ТОИР и мобильного приложения. Значимость этого проекта была высоко оценена не только в пределах самой организации, но и внешними экспертами, что позволило ему войти в число победителей конкурса «Проект года 1С». В этой статье Эдуард Логвинов рассказывает о практике применения системы 1С:ТОИР 2 КОРП для управления инфраструктурой аэропортов.

О компании

«Аэродинамика» — один из крупнейших аэропортовых холдингов России, включающий аэропорты в Сочи, Краснодаре и Анапе. Общий пассажиропоток по итогам 2021 года составил более 19 млн человек. Недавно к трем аэропортам на юге России присоединился аэропорт на противоположной части континента — в городе Владивостоке.

Другим не менее важным проектом компании является строительство нового аэровокзального комплекса в Краснодаре площадью около 85 тыс. кв. метров, который станет одним из крупнейших региональных мультимодальных хабов в стране.

Компания ориентирована на постоянное движение вперед, в первую очередь благодаря автоматизации бизнес-процессов, совершенствованию производственных систем и развитию управленческих технологий.

Управление активами в компании «Аэродинамика»

Управление активами в аэропортовой структуре имеет стратегическое назначение, ведь качество обслуживания инфраструктуры напрямую влияет на уровень сервиса и безопасности внутренних и внешних клиентов.

В числе активов аэропорта — объекты аэродрома, здания и сооружения, инженерные системы, объекты перронной механизации и спецтранспорт.

Для управления активами аэропортов мы выбрали систему управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанную компанией «Деснол Софт». Разработчик имеет внушительный опыт автоматизации процессов управления активами, а само решение разработано на платформе 1С, что соответствовало нашим требованиям к будущей EAM-системе. Кроме того, мы принципиально выбирали отечественный софт с открытым кодом, что дает возможность выполнять необходимое количество доработок.

Предпосылки автоматизации

До внедрения автоматизированной системы управления активами мы испытывали трудности с учетом оборудования, трудовых и материальных ресурсов подразделений эксплуатации, сохранением истории ремонтов. Формирование и контроль выполнения графиков технического обслуживания осуществлялись в ручном режиме, и единая модель планирования техобслуживания отсутствовала.

Кроме того, мы ощущали острую нехватку данных для анализа эффективности процессов ТОиР и формирования необходимой отчетности. Плюс к этому нам требовалась новая, рабочая модель оперативного взаимодействия сотрудников аэропортов со специалистами ремонтных подразделений.

Внедрение системы 1С:ТОИР 2 КОРП

Мы запланировали внедрение EAM-системы, рассчитывая на увеличение скорости реакции на аварии и сокращение времени простоев оборудования, а также на обеспечение 100-процентной регистрации всех трудозатрат рабочего персонала инженерных служб аэропортов в автоматизированной информационной системе ТОиР.

Для этого нам нужно было внедрить систему 1С:ТОИР во всех подразделениях, ответственных за техническое обслуживание и ремонт в аэропортах «Аэродинамики». Далее я подробно расскажу о выполненных работах и ценности каждого проделанного шага.

В первую очередь, была разработана нормативно-справочная информация (НСИ).

Основа успешного проекта закладывается на этапе паспортизации, т.е. первоначального ввода данных в систему. Вы должны понимать, каким оборудованием вы владеете и какие ресурсы для обслуживания этого оборудования необходимы. В нашем случае в ходе этапа паспортизации были разработаны и загружены в 1С:ТОИР 12 основных справочников. Ключевые из них — это «Технологические карты» и «Объекты ремонта».

Во всех аэропортах выполнена паспортизация объектов: 

  • аэродрома
  • зданий и сооружений
  • инженерных систем
  • перронной механизации
  • спецтранспорта

НСИ включает в себя:

  • типовые дефекты оборудования, сооружений и транспорта (он же каталог услуг в Service Desk)
  • типовые объекты ремонта, другими словами, справочник «моделей», которые позволяют присваивать характеристики и нормативы обслуживания реальным объектам ремонта
  • нормативы планирования, они же правила технического обслуживания, такие как дискретность ТО, межсервисные интервалы, очередность видов технического обслуживания и т.д.
  • SLA (имеются в виду нормативные сроки устранения дефектов), агрегаты, виды ремонта, способы планирования, техоперации (описание конкретной операции, выполняемой в процессе ремонта с указанием компетенций исполнителя, материалов, норм времени и т.д.) и другие менее объемные, но не менее важные справочники.

Для каждого объекта ремонта — будь то система обработки багажа, телескопический трап, самолетный тягач или маленькая тепловая завеса над входной группой — создана соответствующая карта объекта ремонта, которая содержит следующую информацию:

  • наименование объекта
  • модель объекта
  • подразделение, эксплуатирующее объект
  • подразделение, выполняющее ремонт и обслуживание
  • паспортные характеристики
  • показатели эксплуатации (наработка, простои)
  • нормативы технического обслуживания
  • техническая документация
  • история ремонтов

НСИ из внешних источников. Интеграции с учетными системами

Кроме той НСИ, что была внесена в справочники 1С:ТОИР КОРП на этапе паспортизации, требуется и иная нормативно-справочная информация, которую необходимо «забирать» из смежных информационных систем. Для передачи этой информации мы объединяем, или интегрируем системы между собой.

В качестве основной системы управления предприятием мы используем 1С:ERP,  также на предприятии востребованы системы «1С:Управление промышленным предприятием», «1С:Управление автотранспортом», «1С:Зарплата и управление персоналом» и другие программные решения. Для эффективной организации процессов ТОиР между этими системами должно быть налажено взаимодействие. Например, если вы хотите вести полноценный учет МТО, объекты ремонта должны быть обязательно связаны с основными средствами в 1С:УПП. То же самое касается номенклатуры — для планирования материалов для технического обслуживания или списания их через 1С:ТОИР соответствующая информация должна непрерывно поступать в программу из 1С:ERP. Для планирования трудовых ресурсов ремонтных подразделений налажена интеграция с 1С:ЗУП и так далее.

Кроме того, 1С:ТОИР интегрирован с системой SCADA. Наше основное оборудование оснащено датчиками, которые фиксируют контролируемые показатели его работы. Контроллеры установлены на системах вентиляции и кондиционирования, обработки багажа и ином технологическом оборудовании — том самом, которое должно функционировать непрерывно, без сбоев и остановок. За счет интеграции со SCADA данные с датчиков поступают в 1С:ТОИР. Как только система «видит», что контролируемые показатели вышли за пределы допустимых значений, в ту же секунду регистрируется дефект, на основании чего автоматически формируется заявка на ремонт. Как вы понимаете, за счет исключения из этого процесса человека шансы на ошибку сводятся практически к нулю, а скорость информирования ответственных за ремонт значительно увеличивается.

Схема интеграций в Аэродинамике.png

Программа обработки диагностических данных действует на всей территории нашего предприятия, поэтому связка SCADA с 1С:ТОИР помогла исключить потери времени на ручную обработку данных и назначение нарядов на устранение дефектов в масштабах всей компании! И это значит, что мы повысили надежность наших систем и гарантию качественного обслуживания пассажиров.

Скорость обработки заявок на ремонты сведена к минимуму, назначение работ производится автоматически с учетом приоритизации, время простоев важного оборудования снижается — такие очевидные изменения происходят уже на старте автоматизации процессов ТОиР.

Однако это только одна сторона медали. Дело в том, что, помимо основного оборудования (например, перронной техники), есть целый ряд вспомогательных систем, которые тоже требуют обслуживания, но часто выпадают из поля зрения — это касается ремонта лавочек, замены лампочек и пр. А ведь такие «дежурные задачи» отъедают приличное количество времени специалистов службы эксплуатации!

Такие «простые» системы, конечно же, не оснащены никакими датчиками, поэтому они не могут автоматически сигнализировать о поломке. Как же обеспечить информирование ремонтной службы о необходимости выполнения работ, а самой ремонтной службе рассчитать и предусмотреть для этого время и ресурсы?

И здесь в игру вступает интеграция 1С:ТОИР с Service Desk!

Заявки по поводу необходимости ремонта сантехники или замены лампочки отправляют в Service Desk через web-портал сотрудники аэропорта. Далее благодаря закреплению объектов ремонта и услуг по ответственным подразделениям заявки автоматически распределяются на тех или иных специалистов ремонтной службы. И, таким образом, мы не только не теряем ни одну заявку, но и обеспечиваем 100-процентную фиксацию всех трудозатрат рабочего персонала.

Зарегистрировать заявку на ремонт через Service Desk имеет возможность буквально каждый сотрудник аэропорта. А чтобы система 1С:ТОИР понимала, каким специалистам адресовать заявки, мы и создавали подробный справочник типовых дефектов, который в нашем случае выполняет роль каталога услуг с разделением инженерных и бытовых дефектов по соответствующим категориям. Вот, к примеру, в системе указан типовой «бытовой» дефект: «засор канализационной трубы», и тут же прописаны требуемые меры по его устранению, а также подразделение или специалист, который за это отвечает. И в каждой типовой ситуации заявка будет назначаться на этого специалиста. Не нужно больше никакого ручного управления, Service Desk значительно сокращает количество лишних действий. 

Мобильное приложение

В аэропортах есть службы, специалисты которых оторваны от рабочего места, например, механики по выпуску, они должны быть постоянно на перроне, контролируя состояние техники. Неотъемлемой частью их деятельности является удаленная работа с использованием смартфона. С помощью мобильного приложения, которое работает у нас в связке с 1С:ТОИР КОРП, сотрудники могут регистрировать дефекты, запрещая последующую эксплуатацию техники вплоть до завершения ремонта, и фиксировать простои оборудования. Завершив необходимые планово-предупредительные или внеплановые ремонты, в том же приложении механики создают акты выполненных работ, которые тут же автоматически поступают в 1С:ТОИР. Чтобы получить доступ к объекту ремонта в системе, специалист может отсканировать с помощью смартфона уникальный штрих-код, который нанесен на оборудовании. Штрих-коды у нас нанесены на устойчивые к жаре, холоду и механическому воздействию металлизированные этикетки, напечатанные на термотрансферном принтере.

Каждый акт выполненных работ, поступающий из мобильного приложения в 1С:ТОИР, содержит информацию, которая служит основой для формирования отчетности и последующего планирования ресурсов. Мы видим, что за объект был подвергнут ремонту, какой обнаружен дефект, кем и когда выполнен ремонт, сколько он длился, какие материалы были использованы в процессе. Мы хорошо помним, как все эти данные приходилось заносить вручную в журналы или в таблицы Excel. Что и говорить, их практически невозможно было использовать для анализа и принятия управленческих решений. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Благодаря применению мобильного приложения, а также интеграции 1С:ТОИР со SCADA и Service Desk скорость реакции на инциденты увеличилась у нас в несколько раз!

Автоматизация процесса учета показателей эксплуатации

На основании технологических карт и данных о наработке в 1С:ТОИР формируются графики технического обслуживания. В зависимости от типа оборудования график строится по периоду или по наработке (моточасы, пробег). В аэропортах используется 70–80% импортного оборудования, отказы которого наиболее критичны и их крайне нежелательно допускать.

У нас огромный автотранспортный парк. Благодаря интеграции 1С:ТОИР с 1С:УАТ мы в режиме реального времени можем фиксировать наработку по транспорту, формировать средние значения и планировать техническое обслуживание на более длительный период. Например, мы понимаем, что перронный автобус проезжает примерно 5 моточасов в сутки, в нормальном режиме работы аэропорта он будет проезжать именно такое количество моточасов и далее, так как парк стандартный и пассажиропоток по сезонам понятен. Эти данные дают нам возможность планировать техническое обслуживание этого автобуса на год-два вперед.

Это влияет не только на распределение трудовых ресурсов, но и планирование МТО ремонтов и расходов, которые также снижаются за счет своевременных и долгосрочных договоренностей с надежными поставщиками.

Автоматизация формирования и рассылки отчетности из 1С:ТОИР

На основании данных из документов 1С:ТОИР автоматически формируются и рассылаются различные отчеты.

  • Благодаря SLA (Service Level Agreement) мы имеем понимание времени, выделенного на устранение аварии по каждому типовому дефекту, и его соблюдению.
  • Отчет по трудозатратам дает представление о том, какие специалисты из каких подразделений, на какие ремонты тратили конкретные ресурсы. Это позволяет корректировать действия с целью оптимизации ресурсов.
  • График ТО также доступен для анализа любого менеджера и руководителя.
  • Один из важнейших показателей эффективности — коэффициент технической готовности оборудования. В 1С:ТОИР он рассчитывается автоматически. Показатель прозрачен и доступен в любое время.
  • В числе самых востребованных статистик — отчет по использованным материалам на ремонты и план закупок по графикам технического обслуживания. Он позволяет планировать материалы как для технического обслуживания, так и для ремонтов оборудования.

Масштаб внедрения

Система 1С:ТОИР внедрена во всех аэропортах «Аэродинамики», охватив:

  • аэродромные службы
  • службы электро-светотехнического обеспечения полетов
  • службы эксплуатации спецтранспорта
  • службы технологического оборудования
  • службы эксплуатации наземных сооружений
  • службы тепло- и санитарно-технического обеспечения
  • отделы капитального строительства
  • группы эксплуатации парковочных систем

В 1С:ТОИР автоматизированы все процессы эксплуатации, представленные на территории каждого аэропорта.

  • На аэродроме это ремонт всех плоскостных сооружений
  • Электротехнические службы отвечают за все электрообеспечение аэровокзала, в том числе за огни на взлетно-посадочной полосе, освещение в здании аэровокзала, работу электроподстанций
  • Ведется учет ремонтов, простоев, наработки и состояния спецтранспорта
  • Службы эксплуатации технологического оборудования с помощью 1С:ТОИР обслуживают системы обработки багажа, телескопические трапы, лифты, эскалаторы и другие жизненно важные объекты непрерывной эксплуатации
  • Службы эксплуатации наземных сооружений отвечают за пользовательскую инфраструктуру в здании аэровокзала — это стены, окна, двери, сидения, лавочки и прочее
  • Службы тепло- и санитарно-технического обеспечения поддерживают в исправном состоянии сооружения водо- и теплоснабжения, канализации, сантехнических объектов
  • Любое из подразделений может передать свою задачу в отдел капитального строительства в случае, если выполнить ремонт своими силами за счет средств текущего бюджета не представляется возможным. Учет таких заявок также ведется в 1С:ТОИР с целью формирования потенциала на следующий год
  • Обслуживание парковочных систем с недавних пор также передано в 1С:ТОИР

Результаты автоматизации

В результате автоматизации процессов ТОиР эффективность мероприятий по управлению активами постоянно растет. Заявки на ремонты регистрируются в 1С:ТОИР непрерывно, графики ремонта также формируются в системе, появилось 100-процентное понимание, кто, чем и когда занимается в службах эксплуатации, мы видим полностью прозрачный процесс технического обслуживания и ремонтов и отмечаем огромный потенциал для развития. О таких вещах, как сокращение времени реакции на аварийную ситуацию, длительности ремонтов и времени простоев оборудования, даже не приходится говорить, значимость этих показателей трудно переоценить, и в 1С:ТОИР реализованы все инструменты для достижения и улучшения этих показателей. 

Post Scriptum. Экономический эффект  

Для того, чтобы проект мог претендовать на победу в международном конкурсе, наблюдений недостаточно, эффективность применения системы должна быть выражена в цифрах, и в «Аэродинамике» они действительно впечатляют. Согласно информации с сайта «1С:Проект года», использование системы 1С:ТОИР 2 КОРП позволило за первый год:

  • на 30% увеличить рост производительности труда в подразделениях при одновременном снижении трудозатрат на 15%
  • на 20 % сократить длительность простоев оборудования
  • на 10% снизить объем материальных запасов с учетом 3-процентного уменьшения затрат на ТМЦ
  • и на 500% ускорить получение как управленческой, так и регламентированной отчетности, что в очередной раз доказало, что EAM-система снижает нагрузку не только на производственный персонал, но и на топ-менеджеров компании, ответственных за аналитику и стратегическое планирование
Экономический эффект в «Аэродинамика».png

Image «place flying in sunset sky» designed by freepik.com

Поделиться: